Банки всеми силами пытаются продвигать свои депозиты, повышают ставки по ним, запускают рекламные компании. Но потенциальные вкладчики не стремятся нести свои деньги в банк, предпочитая покупать валюту.
Кризис в корне поменял структуру пассивной базы российских банков. Многие из них лишились возможности получать кредиты на Западе и вынуждены были перекредитовываться в Банке России. Объем ресурсов Центрального Банка за десять месяцев увеличился в семь раз. в течение последующих месяцев этот показатель вырос еще больше, зато доля средств организаций на расчетных счетах за 9 месяцев упала с 16 до 13,8%. При этом на 1,47% снизился и объем кладов физических лиц в кредитных организациях.
Курс валюты также оказал влияние на изменение структуры пассивов. В конце лета – спрос на долларовые вложения резко увеличился. Кроме того, падает и срочность вкладов, сегодня клиенты банков боятся размещать свои средства на депозитах дольше чем на три месяца.
С каждым днем необходимость фондирования за счет средств клиентов растет, и потому банки направили все свои силы на привлечение вкладчиков. И если раньше до наступления осени, главным предметом банковского рекламирования были кредиты, то теперь весь маркетинговый бюджет банки тратят на рекламу депозитов. Ее можно увидеть и услышать где угодно, в прессе, в Интернете, по телевидению, на радио и даже на листовках.
Банки увеличивают процентные ставки и стараются об этом кричать на каждом углу. В последнее время резко увеличилось количество розыгрышей призов и других стимулирующих акций. Однако на решение вкладчиков, в наше время реклама не имеет никакого влияния. Ведь для потенциального клиента куда важнее надежность самого банка. На повышение ставок решились даже самые консервативные в этом отношении кредитные организации.
Еще один эффективный инструмент расширения привлечения во вклады - предложение более высоких процентных ставок по размещенным клиентами средствам. Причем, тенденция к расширению фондирования за счет средств клиентов и росту ставок по данному ресурсу наметилась еще во второй половине прошлого года.
И все же с началом осени вкладчики перестали реагировать на «вкусные» проценты. По данным ЦБ РФ, отток вкладов населения из российских банков составил в сентябре 87,9 млрд руб.
Причины такого положения отнюдь не проблемы в экономике. Просто вкладчики перестали верить в высокие проценты, несмотря на то, что деньги вроде бы защищены Агентством по страхованию вкладов. А большой процент кажется потенциальным клиентам просто приманкой.
Возможно, так оно и есть, ведь предложение таких высоких процентных ставок как раз и говорит о том, что дела у банка в порядке. Однако некоторые специалисты считают, что ставка в 15% вполне оправдана в связи с увеличившейся маржой банков по кредитам.
Предсказать, как будут развиваться события дальше, мало кто берется, вся надежда на то, что у нашей станы хватит финансовой мощности, чтобы преодолеть кризис. А что касается вкладов, скорее всего они и в дальнейшем будут только расти и тут главное – не подорвать доверие вкладчиков.